Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Как Германия и Франция делили руководящие посты в Евросоюзе

Как Германия и Франция делили руководящие посты в Евросоюзе

Новое руководство ЕС

Урсула фон дер Ляйен

Номинирована на пост председателя Еврокомиссии (может вступить в должность 1 ноября)

Кого сменит: Жан-Клода Юнкера из Люксембурга

Нынешняя должность: министр обороны ФРГ

Партия: альянс ХДС/ХСС (часть фракции Европейской народной партии)

Жозеп Боррель

Номинирован на пост верховного представителя ЕС по иностранным делам и заместителя председателя Еврокомиссии (может вступить в должность 1 ноября)

Кого сменит: Федерику Могерини, Италия

Нынешняя должность: министр иностранных дел Испании

Партия: испанская Социалистическая партия (часть европейской фракции «Альянса социалистов и демократов»)

Шарль Мишель

Номинирован на пост председателя Евросовета (утвержден, вступит в должность 1 декабря)

Кого сменит: поляка Дональда Туска

Нынешняя должность: и.о. премьер-министр Бельгии

Партия: «Реформаторское движение» (часть фракции «Обновим Европу»)

Кристин Лагард

Номинирована на пост председателя Европейского центрального банка (может вступить в должность 1 ноября)

Кого сменит: итальянца Марио Драги

Нынешняя должность: исполнительный директор Международного валютного фонда

Партия: французская партия «Республиканцы» (часть фракции Европейской народной партии)

Давид-Мария Сассоли

Избран президентом Европарламента (приступил к выполнению обязанностей)

Кого сменил: итальянца Антонио Таяни

Прошлая должность: вице-президент Европарламента

Партия: итальянская Демократическая партия (часть европейской фракции «Альянса социалистов и демократов»)

Почему Евросовет сделал такой выбор

Пакет назначений — компромисс, который удалось согласовать после нескольких раундов дискуссий. Изначально на пост главы Еврокомиссии претендовал кандидат от Европейской народной партии Манфред Вебер из Германии. Однако против его назначения выступил президент Франции Эмманюэль Макрон, который указал на отсутствие у Вебера опыта работы на руководящих позициях.

Глава правительства Германии Ангела Меркель пошла навстречу Макрону, и вместо Вебера был предложен кандидат от Партии социалистов — нидерландский политик Франс Тиммерманс. Но его кандидатура столкнулась с резким сопротивлением Вышеградской группы (Венгрия, Польша, Словакия и Польша) и Европейской народной партии.

В итоге в качестве компромиссного кандидата была предложена фон дер Ляйен. Она устроила и членов Евросовета, и консервативных парламентариев. 27 лидеров стран ЕС поддержали фон дер Ляйен, канцлер ФРГ Ангела Меркель воздержалась при голосовании, но лишь потому, что против фон дер Ляйен выступали партнеры канцлера по правящей коалиции — Социал-демократическая партия Германии.

Как Германия и Франция делили руководящие посты в Евросоюзе

Ангела Меркель и ​Эмманюэль Макрон

(Фото: Jasper Juinen / Bloomberg)

Выбор европейских лидеров позволил соблюсти гендерный баланс и смог удовлетворить всех глав государств и правительств, отметил глава Евросовета Дональд Туск. Он напомнил, что во время избрания нынешнего главы Еврокомиссии в 2014 году на обсуждение ушло три месяца, а два члена ЕС — Британия и Венгрия — проголосовали против кандидатуры Жан-Клода Юнкера. «Мы выбрали двух женщин и двух мужчин на четыре руководящих поста, это идеальный баланс, и я очень доволен. Наконец Европу будет представлять женщина», — подытожил он.

Главными победителями в борьбе за распределение мест вышли Германия и Франция, отмечают эксперты. «Европейская политика — это как футбол: в конце концов всегда побеждают немцы», — сказал РБК эксперт Российско-евразийской программы Фонда Карнеги за международный мир Балаш Ярабик. По словам эксперта, Меркель удалось не только поставить во главе Еврокомиссии свою соратницу, но еще и преподнести это странам Центральной Европы как компромисс.

Пакет назначений также стал большой победой для Макрона, убежден эксперт исследовательского центра «Фонд Роберта Шумана» Эрик Морис. Во-первых, утверждает он, французскому лидеру удалось заблокировать Вебера, кандидатуру «народников». Во-вторых, Макрон пошел на уступки Меркель, поддержав фон дер Ляйен, так что новое руководство Еврокомиссии будет готово сотрудничать с Парижем. В-третьих, Макрон поддерживал Тиммерманса, чем завоевал симпатии европейских социалистов, хотя представитель Нидерландов кресла не получил. Наконец, все четыре кандидата на руководящие посты уверенно владеют французским, а Макрон добивается популяризации этого языка.

Представленные Евросоветом кандидатуры позволяют сделать два вывода о положении дел в ЕС, отмечает эксперт аналитического центра Open Europe Анна Надибаидзе. Во-первых, ЕС не готов к кардинальным переменам. «Кандидаты совета стоят на проевропейских позициях и защищают интересы «старой» и западной Европы, фон дер Ляйен же относят к сторонникам ускорения евроинтеграции. А Лагард, вероятно, сохранит нынешний курс Центробанка, не отступая от политики Драги», — сказала она РБК.

Во-вторых, процесс выбора кандидатов доказал, что государства ЕС защищают прежде всего собственные национальные интересы, которые ставят выше демократичности процедур или мнения Европарламента, считает Надибаидзе. Среди стран союза первую скрипку по-прежнему играют Франция и Германия, отметила эксперт: «Выбор ключевых кандидатов на посты в структуры ЕС во многом стал компромиссом этих стран, что подтверждает […] их доминирующую позицию. Конечно, Берлин и Париж не принимают решения единолично, но для серьезных шагов требуется их согласие».

Будут ли кандидаты утверждены парламентом

Перед тем как вступить в должность, большинство номинантов должны получить одобрение Европарламента. Исключение составляет только председатель Евросовета — Шарль Мишель займет должность автоматически.

Депутаты утверждают председателя Еврокомиссии, а также ее полный состав простым большинством (376 из 751 депутата). Если же они проголосуют против кандидатуры на пост главы Еврокомиссии, то Евросовет должен предложить новую в течение месяца.

Некоторые евродепутаты остались недовольны выбором, который сделал Евросовет. Главная причина в том, что фон дер Ляйен не являлась кандидатом на пост председателя Еврокомиссии во время выборов в Европарламент. Между тем в основополагающих договоренностях ЕС утверждается, что при выборе главы Еврокомиссии должен учитываться результат выборов в Европарламент. «Нам не нужно принимать решения, сводя все к единому знаменателю. Европе нужны стремительные политические изменения, и эта [выбранная Евросоветом] команда не вселяет на них надежду», — сказала сопредседатель фракции Партии зеленых в Европарламенте Ска Келлер. Она назвала решение Евросовета закулисной игрой.

Предложенные Евросоветом кандидаты имеют богатый политический опыт и весьма компетентны, однако легитимность процесса вызывает вопросы, согласна Надибаидзе. Как напомнила эксперт, процесс избрания осложнен фрагментацией парламента, где для получения большинства требуется голоса трех главных партий — консерваторов-«народников», либералов и социалистов. Помимо недовольства фактом, что фон дер Ляйен не участвовала в кампании перед выборами в парламент, евродепутаты могут быть насторожены тем, что ее поддержали евроскептики из Венгрии и Польши. «По всем этим причинам я скептически отношусь к тому, что ее одобрят. Если же это все-таки произойдет, то будет опять долгий процесс переговоров насчет остальных членов комиссии», — говорит эксперт.

Изменится ли курс ЕС в отношении России

Кто бы ни занял главные посты в Еврокомиссии, в ЕС намерены и дальше придерживаться на российском направлении «пяти принципов», заявил во вторник глава представительства союза в Москве Маркус Эдерер. Однако, уточнил он, избрание нового руководства в Евросоюзе и смена власти на Украине открывают окно возможностей для улучшения отношений между Россией и европейскими странами. Как отметил Эдерер, возвращение прав российской делегации в ПАСЕ может положить начало позитивному тренду в развитии европейско-российского сотрудничества, особенно если до конца года удастся избежать инцидентов, подобных отравлению Сергея и Юлии Скрипаль в Солсбери. Эдерер также высказал надежду на прогресс в реализации минских соглашений и трехсторонних переговоров о транзите российского природного газа через Украину.

Натали Точчи, советник покидающей пост главы европейской дипломатии Федерики Могерини, ранее в интервью РБК заявила, что ожидать пересмотра отношений в ближайшем будущем не стоит, так как их нынешний уровень является результатом консенсуса всех стран союза.

Пять принципов политики Евросоюза на российском направлении

В 2016 году верховный представитель по иностранным делам ЕС Федерика Могерини и главы МИД стран ЕС утвердили стратегию взаимоотношений с Россией. В ее основу легли пять принципов:

выполнение условий соглашения «Минск-2» об Украине;
укрепление отношений со странами «Восточного партнерства» и Центральной Азии;
усиление устойчивости ЕС, в том числе снижение зависимости от России в энергетической сфере;
восстановление сотрудничества с Россией по некоторым избранным направлениям, например по Ирану или проблеме КНДР;
поддержка развития гражданского общества в России и «поддержка контактов между людьми и обмен».

Автор:
Евгений Пудовкин

Источник: rbc.ru

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

4 × четыре =

Created by Fast24news